КОМУ НУЖНЫ ПРОБЛЕМЫ ПРИДНЕСТРОВЬЯ?

СУЕТА СУЕТ

С назначением нового американского сопредседателя минской группы ОБСЕ М. Брайза (он же - помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии) вокруг де-факто независимых государств постсоветского пространства стали происходить недвусмысленные процессы. Суть их в том, что США начинали активно отстаивать сторону одной из конфликтующих стран, при этом продолжая утверждать, что остаются беспристрастным посредником. Г-ном Брайза были предприняты шаги, направленные на досрочное прекращение переговорного процесса между конфликтующими сторонами и свёртывание миротворчества как такового. Встав на сторону правительств Молдавии и Грузии, он открыто игнорирует те контраргументы, которыми оперируют власти Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии. Это далеко не полный перечень инициатив г-на Брайза. 14 июня сего года, в день встречи в Санкт-Петербурге президентов России В. Путина и Грузии М. Саакашвили, президенты трёх из четырёх де-факто независимых государств, ещё не признанных мировым сообществом, - Абхазии, Южной Осетии и ПМР, предчувствуя ужесточение позиции США по постсоветским конфликтам, тоже решили собраться и обсудить проблемы своих государств в Сухуми. Итог встречи трёх президентов более чем красноречив - С.Багапш, Э.Кокойты и И.Смирнов пришли к единому мнению о том, кому и как их государствам предстоит противостоять в ближайшие годы. Создание специфической интеграционной структуры - сообщества "За демократию и права народов", является адекватным ответом на предыдущие инициативы США. Также было принято решение о формирование коллективных ВС, пусть и с анонсом об их миротворческом характере, которым будет вменено встать на замену(в случае ухода) российских миротворцев. Не зря 23 июня сего года посольство США в Грузии резко обеспокоилось в связи с заявлением С.Багапш о том, что в случае, если грузинская сторона продолжит добиваться вывода российских войск, Абхазия выйдет из переговорного процесса, введёт свои войска в зону, охраняемую ныне российскими военными, и заминирует административную границу Абхазии с другими регионами Грузии. 24 июня в Тирасполе президент ПМР И.Смирнов в здании Верховного Совета провёл брифинг, посвященный итогам трёхсторонней встречи в Сухуми. Он рассказал о том, что в ходе двухдневной встречи главы трёх непризнанных республик стремились четко выполнить волю народов с целью сохранения важных составляющих жизни каждого человека. "Дело в том, что в настоящее время страны, обладающие большим потенциалом - как экономическим, так политическим и военным, прикрываясь основополагающими принципами демократии, лишают этого права другие народы. Я думаю, что в целом на встрече подписание документа по созданию сообщества "За демократию и права народов" как раз и является истинной демократией. В этой связи будет делаться все необходимое по соблюдению всех прав и свобод, как приднестровских граждан, так и жителей Абхазии и Южной Осетии", - сказал Смирнов. Также президент ПМР обратил внимание журналистов на то, что в настоящее время наиболее остро стоит вопрос о том, как в дальнейшем три непризнанные республики будут развиваться стратегически: "Подписанные документы говорят о том, что мы будем координировать свои действия во всех компонентах жизни, в том числе и безопасности. Вот это являлось целью, и мы её достигли. Я специально акцентирую внимание на безопасности, так как больше всего президентов Абхазии и Южной Осетии взволновало создание совместных миротворческих сил." Следует обратить особое внимание на действия и заявления властей Приднестровья, так как сегодня именно ПМР обладает всеми необходимыми атрибутами независимой страны. В июне текущего года в Вашингтоне был представлен научный доклад "Государственный суверенитет Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) в соответствии с международным законодательством", подготовленный группой западных экспертов. · Выдержка из доклада "…никогда в истории территория, на которой сейчас расположено Приднестровье, не была частью Молдавии…Современная Республика Молдова основывает своё образование и существование на одностороннем провозглашении независимости, которое объявило насильственное слияние Молдовы и Приднестровья, проведенное Сталиным в начале 2-й Мировой войны, лишённым какой-либо реальной правовой базы, то есть проведённым незаконно... Юридический и фактический анализы показывают, что во время распада СССР Молдавская ССР распалась на два государства-преемника: Молдову и Приднестровье, и что сегодняшняя граница между ними соответствует полностью традиционной исторической границе, разделяющей их с раннего Средневековья... Во время выхода Молдовы из состава Молдавской ССР, Приднестровье уже отделилось и управляло своей территорией независимо от Кишинёва...Многие годы международной практики, собранные в хартиях, позволяют перечислить критерии, применяемые для определения государственности: постоянное население, определённая территория, правительство, способность войти в отношения с другими государствами. Приднестровье сейчас соответствует всем требованиям: Приднестровье имеет собственного демократически избранного президента и законодательный орган, который в настоящее время находится под контролем оппозиционной партии. Его правительство командует Вооруженными силами и вступает в дискуссии с иностранными государствами…В случае с ПМР жизнеспособность государства установлена, также как и законность процесса формирования государства. Более полумиллиона человек, живущих в Приднестровье, занимающем территорию в 4163 кв. км, успешно соответствуют всем признакам государственности в соответствии с международным правом. Приднестровье имеет хорошо функционирующее правительство с его собственными органами, конституцией, валютой, налогообложением, юриспруденцией и населением, превышающим количество жителей многих стран-членов ООН". И.Смирнов не сомневается в том, что ПМР будет признана независимым государством, которое будут уважать все остальные страны-члены ООН и европейских интеграционных структур. Стоит отметить, что ни в Нагорно-Карабахской республике, ни в Абхазии, ни в Южной Осетии нет такого многочисленного населения. Более того, в ни одной из трёх закавказских непризнанных республик нет ежегодного бюджета в сумме не менее 2 миллиардов долларов США! Нет и такого явления, как "завязанность" промышленного и аграрного секторов экономики на другие страны с помощью взаимных двух- и многосторонних договоров с партнёрами. Во время последних парламентских выборов наблюдатели из ОБСЕ и ЕС также отметили, что избирательный процесс в ПМР полностью соответствует критериям и стандартам Европы. В сумме самых различных вопросов, интересующих мировое сообщество в связи с предложением признать новое независимое государство в Европе, и кроется ответ на вопрос, какое же из непризнанных постсоветских государств имеет больше шансов на то, чтобы быть официально признанным. С другой стороны, очень важным фактором представляется также то обстоятельство, что в ПМР немалая часть населения, составляющая в общей сложности свыше 100 тысяч человек является гражданами России и Украины, несмотря на то, что более 90% населения обладает гражданством ПМР. И хотя сейчас, продолжая осуществлять блокаду Приднестровья, власти Украины откровенно предают и своих граждан, проживающих постоянно в ПМР, и украинцев по национальности, живущих в данной республике и являющихся гражданами ПМР, тем не менее, есть все основания допустить, что в решающий момент и официальный Киев откажется от пагубного курса на поддержание "территориальной целостности" Республики Молдова. Таким образом, все заинтересованные стороны прекрасно понимают, что в перспективе внешние силы могут подтолкнуть власти Молдавии и Грузии на возобновление силовых "методов" урегулирования конфликтов. Разумеется, призывы к миру и продолжению переговоров будут озвучиваться и дальше. Но разве это может кого-либо обмануть в ситуации, когда, например, Грузия продолжает удерживать лидерство в области своих Вооруженных Сил? И происходит это за счёт и при непосредственной помощи США и Турции, и таких стран бывшего СНГ, как Украина, республики Прибалтики.

НА ГЛАВНУЮ

©18 July 2006